Датчик массового расхода топлива – это деталь автомобиля, предназначенная для оценки количества воздуха, поступающего в двигатель внутреннего сгорания. Находится ДМРВ перед впускным коллектором. Основная задача датчика массового расхода топлива – определение и балансировка количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя.
|Важно! Датчик массового расхода топлива является не ремонтопригодной деталью. При выходе из строя ДМРВ возможна только его замена на новый.
Конструктивно датчик массового расхода топлива – это пластиковый цилиндрический корпус (патрубок), внутри которого установлен чувствительный элемент, снаружи – электрический разъем.

Типы ДМРВ: проволочные датчики, пленочные датчики. Основное отличие между ними – это конструкция чувствительного элемента. В проволочных датчиках массового расхода воздуха используется платиновая нить небольшого диаметра, в пленочных ДМРВ – кристалл кремния, на котором нанесено несколько резисторов, терморезисторов и нагревательный элемент датчика.
Принцип работы датчика МРВ основан на измерении изменения температуры проводящего элемента, который расположен в потоке воздуха. При прохождении воздуха через датчик, его скорость и объем изменяются, что влияет на температуру элемента. Измеряя изменение температуры, датчик определяет массовый расход воздуха.
Сигналы, полученные от датчика МРВ, передаются в управляющий блок двигателя, который регулирует количество впрыскаемого топлива для поддержания оптимального соотношения воздуха и топлива. Это позволяет обеспечить эффективную работу двигателя и снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Основные признаки выхода из строя датчика массового расхода воздуха:
«Вялый» разгон автомобиля, потеря мощности двигателя, неравномерная работа двигателя.
Сигнал Check Engine.
Увеличение объемов расхода топлива.
«Плавающие» холостые обороты двигателя.
Двигатель глохнет или вовсе не заводится.
Появление черного дыма из выхлопной системы транспортного средства.
Повышенный уровень загрязнения выхлопных газов.
Попадание масла на его активный элемент.
Механическое повреждение воздушного фильтра.
Скачки и перепады напряжения в бортовой сети грузовика.
Отсутствие напряжения на контактах датчика, разрыв цепи.
Внешние повреждения датчика массового расхода воздуха.
Неправильное подключение датчика или неисправность в схеме питания ТС.
Проблемы с работой системы управления двигателем, которые могут повлиять на работу датчика массового расхода воздуха.
Электрические помехи или перегрев датчика в связи с неправильной установкой или эксплуатацией.
Сбои или ошибки в программном обеспечении системы управления двигателем.
Естественный износ в силу продолжительного времени эксплуатации ДМРВ.
Визуальный осмотр. Для этого необходимо снять датчик с гофры воздухозаборника или отсоединить его входной патрубок.
Замена датчика на заведомо исправный. Если после установки нового точно исправного датчика работа двигателя пришла в норму, значит, причина крылась в неисправном ДМРВ.
Проверка мультиметром. После снятия защитного кожуха разъема датчика воздуха мультиметром необходимо проверить последний, крайний левый провод, который отвечает за измерение температуры всасываемого воздуха.
Подробное описание возможных показаний мультиметра при диагностике ДМРВ:
0,966-1,01 – показатель абсолютно нового датчика,
1,01-1,02 – хорошее состояние датчика,
1,02-1,03 – среднее состояние датчика,
1,03-1,04 – ресурс датчика массового расхода воздуха подходит к концу,
1,04-1,05 – предсмертное состояние датчика,
1,05 и выше – сигнал о срочной замене ДМРВ.
Для обеспечения бесперебойной работы датчика массового расхода воздуха необходимо регулярно производить следующие профилактические мероприятия:
Проверка и очистка фильтра воздушного потока. Засоренный фильтр может препятствовать нормальной работе датчика, поэтому его необходимо периодически очищать или заменять.
Проверка состояния соединений и проводов. Неплотные соединения, окисление или повреждение проводов могут вызвать неправильную работу датчика, поэтому следует регулярно проверять их на наличие дефектов.
Проверка крепления датчика. Неправильное крепление датчика может привести к его повреждению или деформации, поэтому необходимо убедиться, что он надежно закреплен на месте.
Проверка наличия пыли и грязи на поверхности датчика. Пыль и грязь могут захламлять датчик и снижать его чувствительность, поэтому регулярно очищайте его поверхность от загрязнений.
Проведение диагностики и калибровки датчика. Для точного измерения массового расхода воздуха необходимо периодически проводить диагностику и калибровку датчика с помощью специализированного оборудования.
Соблюдение этих рекомендаций поможет поддерживать работоспособность датчика массового расхода воздуха и предотвращать возможные сбои в его функционировании.